А зачем гонятся???
Еще раз вернусь к теме гоночного кайтинга. За 15 лет его существования в России люди уже много об этом писали и говорили. Возможно я буду повторятся, но все же еще раз выскажу свои мысли.
За последние 8 лет я пронаблюдал 3 вида состязаний(соревнований) по кайтингу.
-
Самый массовый и распространенный вид — это гонки по классической дистанции и по сложившимся правилам( к примеру ППГ-13). Вид дистанции и правила пришли в кайтинг из парусного спорта, в котором данный вид существует более 100 лет и завоевал много приверженцев.
-
Фристайл менее массовый, акробатический вид состязаний. Похож по сути и правилам на фигурное катание.
-
Орентирование на кайте(сбор точек) похож на геокешинг на джипах. Распространеность этого вида стала пожалуй больше чем у фристайла.
Гонки и фристайл это спортивные состязания и внесены в реестр минспорта. Оренирование это более легкий познавательный вид соревнований.
А зачем гоняться и напрягать себя какими то соревнованиями? Не буду вдаваться в детали, но это настороение соревноваться зависит от воспитания и мотивации. И если у вас возник такой настрой, то надо для себя определить в каком виде проявить себя и начать тренироваться. Вопрос как это решить?
Я предлагаю посмотреть на выбор с пракической точки зрения. Т.е. найти способ быстрее и лучше повысить уровень своего владения кайтом и мастерство катания. Оказывается само действо соревнований это идеальный способ обмениваться опытом и повышать мастерство. К примеру турнир по фристайлу — локальная задача спортсмена в одном заезде быть лучше соперника по спарингу(делать болше трюков, техничнее, артистичнее), а если соперник сильный ты равняешься на него и стараешься быть лучше. Заезд происходит при одновременном участии соперников, спортсмены следят друг за другом и пытаются превзойти его и себя. В день соревнований проводят несколько заездов с разными участниками и чтобы выиграть надо превзойти каждого. А вечером разбор полетов и обмен опытом с друзьями-соперниками.
Теперь про гоночный кайтинг. Фристайл по атлетичности сравним с мужской спортивной гимнастикой на кольцах, турнике и брусьях и больше подходит спортивной молодеже. Многим взрослым да и молодым фристайл не под силу. А вот гонки намного продлевают спортивную жизнь кайтера. Количество участников в одной гонке может быть неограниченно большим. В среднем гонка длится 15-20 минут, старт общий для всех участников, за гонку надо пройти два круга и финишировать. Судьи дают старт, принимают финиш и пишут результат в протоколе. Локальная цель финишировать первым в гонке, пройти правильно дистанцию и не нарушить правила. В день проводят до пяти гонок и чем больше у вас первых финишей тем больше шанс стать победителем соревнований.
В чем смысл гонок? Чтобы пройти дистанцию по сути требуются базовые или элементарные умения и навыки. Это движение против ветра, по ветру, маневры, повороты, ну и точность и знание правил при маневрах и расхождении с соперниками.
Что надо чтобы победить? Если не брать в расчет оборудование на котором выступают участники, то надо в совершенстве владеть навыками и умениями приведенными выше. НО. Есть важная способность, которая отличает гонки от фристайла, без которой очень трудно победить. Это способность чувствовать и понимать физические свойства среды в которой мы гоняемся и живем. Речь идет о свойствах воздуха(ветра), снега, воды и как ни странно массы которая нам всем присуща. Во фристайле знание свойств среды имеет меньшее значение и компенсируется атлетизмом и тренированностью.
В чем же ценность гонок для повышения мастерства? А вот в чем — за один гоночный день вы десять или пять раз оказываетесь в очень похожих ситуациях рядом с участниками, которые едут лучше, других вы обгоняете. И эти ситуации дают пищу для наблюдений и размышлений в результате которых Вы быстрее повышаете свой уровень катания. А если добавить сюда ваши правильные вопросы опытным гонщикам и их толковые ответы вечером за чашкой чая, то такой мастер класс дорогого стоит. И в каждых соревнованиях вы всегда будете находить соперников которые близки Вам по уровню и у которых есть чему учиться.
Мой реальный прогресс в катании на кайте начался с первых больших соревнований в 2005 году. И с того времени я каждый год участвую в 2-3-х соревнованиях. Попробуйте погоняться и сравните разницу.
Совсем уже забыл сказать про ориентирование(сбор точек) на кайте, но вспомнил. Я участвовал в таких соревнованиях трижды довольно успешно. Очень познавательный формат для опытных кайтеров(жизнь разнообразит) мне понравилось. Точки ставят на рельефе, в ветровой тени, собирать их можно в любом порядке. Но начинающих кайтеров это мало чему учит, потому что для них слишком много не определенностей: 20 участников разбредается в разные стороны собирать 25 точек; опытные кайтеры уезжают в одну сторону, не видят новичков и не могут подсказать им об ошибках; начинающие едут в другую сторону сами по себе и им не на кого равняться; поле для дистанции очень большое время на гонку дают три часа. В результате, все равно опытные в призах, начинающие сзади, неопределенности с судейством и правилами, в день всего одна гонка, материала для размышлений минимум, спросить об ошибках не у кого. На мой взгляд этот вид соревнований хорош для опытных кайтеров. Предполагаю, что данный формат соревнований придумали продавцы внедорожных автомобилей, чтобы повысить интерес к своему товару и больше продать, а для повышения мастерства начинающих кайтеров данный формат не очень результативен.