Укротители змеев

— Герман, что представляет собой кайт?

—Это крыло, по форме и крою похожее на параплан или парашют, но меньшей площади. Крыло крепится на длинных 30-метровых стропах и служит парусом, с помощью которого пилот скользит по поверхности.

Одно из значительных преимуществ кайтинга состоит в том, что можно кататься в любое время года по воде, льду, снегу, песку, полям, асфальту. Двигателем служит ветер, скорость которого должна быть не менее 2–3 м/с.

В зимнее время можно двигаться за кайтом на коньках по льду водоемов, пока не выпал снег. А вот на горных лыжах и сноуборде можно «летать» за змеем хоть всю зиму. Летом для передвижения с помощью кайтов, как правило, подходят водные пространства, а для катания используется специальная доска — вейкборд. Но также можно передвигаться и по суше на баггах и маунтинбордах (досках с колесиками).

— Как ты увлекся кайтингом?

— Впервые я услышал о кайтах летом 1999 г., тогда же и увидел этот вид спорта на видео. Кассету привез знакомый горнолыжник, который брал у меня первые уроки виндсерфинга. В фильме дюжина парней при помощи воздушных змеев выполняли фантастические прыжки и кульбиты. Честно говоря, зрелище было впечатляющим, но, как мне показалось, нереальным для Нижнего Новгорода. А мой знакомый был уверен, что лет через пять увлечение кайтингом станет и у нас чрезвычайно популярным.

Спустя три года мне впервые удалось подержать в руках кайт, и, надо признать, это была любовь с первого взгляда. А предсказание моего знакомого сбылось — кайтинг стремительно распространяется в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде.

— В чем «фишка» кайтинга? Чем этот спорт так привлекает людей?

— Я думаю, все дело в том, что кайтинг дает новые возможности поклонникам смежных видов спорта. Например, яхтсмены и любители виндсерфинга имеют шанс зимой пережить те же эмоции, что и летом. По сути своей, кайт — это парус, поэтому тактика и стратегия гонок на кайтах близка к яхтенным регатам или соревнованиям виндсерферов. Кстати, уже на протяжении пяти лет бессменными чемпионами мира по зимнему кайтингу в дисциплине курсрэйс являются яхтсмены из Тюмени.

Для любителей горных лыж и сноубордов кайтинг — это возможность покататься вне склонов. Спортсмен развивает скорость 40–50 км/час (а при сильном ветре и идеально ровном покрытии до 70–80 км/час) и может скользить на большие расстояния, тогда как любой нижегородский склон достаточно быстро заканчивается. Например, недавно мы прошли 55 км по Горьковскому морю, а в марте планируем провести марафон на 80 км.

И наконец, кайтинг позволяет испытать чувство полета. Летом, не опасаясь, можно взлетать на высоту до 5 метров, а зимой — до 2,5 метров. Спортсмен может зависнуть в воздухе, сделать различные пируэты, развернуться на 360 градусов. Это зрелищный и красивый спорт.

Особенно увлекаются кайтингом дети. Однажды мы прыгали с парашютом на летном поле в Истомино. И пока ждали самолет, подняли небольшой тренировочный кайт. Местные ребята, которые с сонным видом ходили вокруг нас, мигом оживились, сбежались со всей округи и стали наблюдать за нашими действиями. Также и взрослые — если в них сильно детское начало, то кайтинг не оставит их равнодушными.

— — Какие направления существуют в кайтинге?

— По поведению и склонностям спортсменов в кайтинге условно можно выделить три направления. Во-первых, фрирайд (свободное катание), когда кайтеры катаются, где хотят и как хотят. Во-вторых, фристайл — акробатический, зрелищный вид кайтинга, когда пилоты взмывают в воздух и делают различные трюки. Третье направление зимнего кайтинга — это гонки, или курсрэйс, напоминающие состязания по виндсерфингу или яхтингу. К гонкам также можно отнести марафон (преодоление значительных расстояний) и кросскантри (состязания на пересеченной местности).

По фристайлу, курсрэйсу и марафону в Нижнем Новгороде, России и мире проводятся соревнования. Самые масштабные отечественные состязания проходят в Санкт-Петербурге, где я побывал в прошлом году. Правда, нижегородские спортсмены там пока не выступают, но, думаю, скоро примут участие.

— Для разных стилей катания используются различные виды кайтов?
— Конечно! Современные зимние кайты бывают трех типов — для фрирайда, фристайла и курсрэйса. По поведению и по летным качествам они достаточно заметно отличаются друг от друга. Поэтому, прежде чем покупать кайт, я бы рекомендовал пообщаться с более опытными кайтерами и попробовать, какое направление вам наиболее интересно. Зимние кайты могут быть различной величины, от 2 кв. м до 12 кв. м, для разного по силе ветра и типа катания. Общее правило такое: чем больше кайт, тем меньший ветер ему необходим. Наиболее приемлемые для нашей полосы площади кайтов — от 4 до 7 кв. м для женщин и от 5 до 10 кв. м для мужчин.

Для летнего катания используются надувные летние кайты (баллонники), созданные специально для катания по воде. Применять их зимой можно, но неудобно из-за больших размеров по сравнению с компактными зимними кайтами, длительного времени подготовки и разборки, да и проживет такой кайт при зимнем использовании недолго.

В России производят в основном зимние кайты, их изготавливают как известные парашютные и парапланерные предприятия, так и небольшие мастерские энтузиастов. Цены во многом зависят от амбиций производителей. Все используют одинаковые материалы, но фабричные кайты могут быть лучше сшиты и порой отличаются хорошим дизайном. Стоимость зимнего кайта составляет 250–500 евро, летнего — 800–1500 евро.

Помимо самого кайта, потребуется еще и снаряд для скольжения. Зимой, в основном, это горные лыжи и сноуборд. Причем подойдут несовременные классические модели лыж, которые выпускались 10–15 лет назад.

— Природные условия Нижегородской области благоприятствуют кайтингу? Часто ли дует «правильный» ветер?

— Достаточно часто. Кайт начинает нести при ветре от 2 м/с, а при 10 м/с можно развивать такие скорости, что мало не покажется. В целом, у нас есть все условия для развития кайтинга — шикарная акватория Волги и Оки, долгая зима, сильные ветра. Причем сезон для кайтинга продолжительнее, чем для горных лыж и тем более виндсерфинга. Думаю, что через несколько лет катание за «парусом» станет не менее популярно, чем горные лыжи.

— Насколько это безопасный спорт?

— В инструкциях к импортным кайтам пишут, что это опасный, экстремальный вид спорта. Однако я убежден, что безопасность полностью зависит от кайтера. В данной игре человека с ветром основной враг — это одержимость пилота. Энергия ветра, благодаря которой кайт тянет за собой человека, иногда весьма значительна. Если ситуацию не контролируешь, то вполне можешь попасть в критическое положение. А если подходить к кайтингу разумно, ограничивать свои стремления, то это вполне безопасный спорт.

— Быстро ли можно научиться управлять кайтом?

— Первоначальные навыки можно получить за пару дней. Лучше всего осваивают этот вид спорта люди, имеющие опыт катания на горных лыжах, сноуборде, виндсерфинге или парапланеристы, парашютисты. Для управления кайтом не нужно прикладывать особых усилий, так что с удовольствием катаются и девушки, и пожилые, и очень молодые люди. Начинать учиться я бы рекомендовал именно в зимний период, так как это безопаснее и проще.

— Клуб «Кайтинг в Нижнем Новгороде» открыт для всех желающих?

— Мы полностью открыты для общения — обо всех мероприятиях можно узнать на нашем сайте www.kite.nnov.ru. Клуб — это сообщество людей, которым нравится развиваться в этом виде спорта, обмениваться опытом, помогать друг другу. Катаясь в одиночку, не замечаешь своих ошибок. Лучше, чтобы со стороны посмотрели и подсказали.

По моим наблюдениям, сезон 2005–2006 гг. стал переломным для нижегородского кайтинга — в этот спорт приходит все больше людей, много новичков. Если до недавнего времени люди стеснялись общаться, покупали зачем-то дорогие «непонятные» кайты, учились кататься самостоятельно, то сейчас начинает зарождаться сообщество любителей кайтинга, к которому могут присоединиться все желающие.

Николай Гришин

За кайтом бегом марш!

Первый раз попробовать, что же такое кайтинг, мне удалось на первом нижегородском фестивале кайтинга в самом конце января. Стоял жуткий мороз, и уже через 15 минут ожидания шоу захотелось залезть в машину и включить печку. Однако когда в моих руках оказался кайт, а Герман Васьков объяснил базовые принципы управления, то стало уже не до мороза.

Дело в том, что ветер дул, мягко говоря, несильный, а кайт может летать в строго ограниченном воздушном окне. Как только пересекаются границы невидимой зоны, кайт начинает «сдуваться» и падать вниз. Естественно, все новички, и я не исключение, постоянно роняли воздушного змея, а чтобы поднять его вновь в воздух, необходимо было поправить стропы и побегать (30 метров в одну сторону и столько же обратно). Сразу ставить новичков на лыжи организаторы не рискнули, так что мы бегали за кайтами на своих двоих, а иногда скользили на мягких частях тела.

Получаться начало примерно через час — кайт стабильно летал в воздухе, но никак не хотел тянуть вперед, наоборот, чтобы змей не упал, приходилось отбегать немного назад. В итоге мы с напарником от Гребного канала незаметно для себя дошли до Чкаловской лестницы, так и не поняв, как же можно двигаться в нужном направлении. Выяснилось, что кайт и не должен тянуть строго вперед — спортсмены передвигаются галсами (зигзагом) как яхтсмены или виндсерферы.

Понемногу усиливался ветер, и коварный змей начал тянуть все сильнее и сильнее. Но при этом мое внимание было сосредоточено на том, чтобы не уронить кайт и никого им не задеть, а не на передвижении по льду. Так что не рекомендую стоять на пути у неопытного кайтера — он смотрит в небо, а не по сторонам…

Кайтинг затягивает. Попробовав кататься при слабом ветре, хочется испытать змея при сильном. А побегав за ним пешком, уже мечтаешь о передвижении на лыжах. Так что, думаю, моя первая попытка не окажется последней. n