Марафон «Форты Кронштадта»

Решение участвовать в серьезных соревнованиях по зимнему кайтингу я принял давно. И вот в результате необходимых перемещений в пространстве и времени я прибыл в нужное место – санаторий «Морской прибой», что на берегу Финского залива в черте г. Зеленогорска, в нужное время 10.00 6 марта 2005 года и подошел к нужным людям. К моему приятному удивлению главным судьей соревнований оказался идейный лидер продвижения Российского виндсерфинга Воногов Пётр Владимирович, как выяснилось очень позитивно, настроенный на развитие зимнего кайтинга. После заполнения регистрационной карточки участника соревнований и уплаты стартового взноса в размере 300 р. регистратор вручил мне майку с номером, карту, гоночную инструкцию и объявил меня официальным участником состязания с едва понятным названием «Russian X-Country Open 2005 «Форты Кронштадта»».
Итак. Старт первой гонки. Стартовая процедура известная, как в парусном спорте, 6 мин. до старта – поднят красный флаг, 3 мин. до старта – поднят желтый флаг, 1 мин. до старта – желтый флаг опущен вниз, старт открыт – поднят синий флаг, и каждый этап процедуры судья в мегафон сообщает время до старта. По привычке из опыта парусных регат стартую одним из первых, но как выяснилось в марафоне это не важно, за мной вальяжно стартуют опытные гонщики и профи. Погода отличная светит солнце, ветер ровный 4.5 – 5м/с. Дистанция треугольник, до первого знака форт Тотлебен 15 км против ветра. Стартовало около 40 участников, сначала лавируюсь вместе со всеми потом остаюсь один и гоняюсь с собой, ветром и снегом – кто уехал вперед, а кто разъехались вправо и влево по просторам Финского залива. Через 30 мин. отчетливо стали видны укреп сооружения на острове. Со мной остров обогнули еще двое гонщиков. Следующий знак – мористая оконечность острова Кронштадт «Шанц», расстояние 15 км курс по ветру фордевинд по физическим усилиям самый легкий. Я расслабился и стал оглядывать окрестности. Слева вдалеке виднелась лента дамбы, соединяющей Кронштадт с материком, а справа на острове стоял мрачный форт, который напоминал о бывших военно-морских конфронтациях России с иноземцами. Впереди маячили купола опытных гонщиков, и я снова стал думать о гонке и как их настигнуть, но в течение 15 мин. расстояние не сокращалось. Я продолжаю гоняться с ветром, снегом и многими километрами, которые предстояло пройти до финиша. И вдруг я с радостью обнаруживаю, что стремительно приближаюсь к впередиидущим, а вскоре вижу, что также стремительно на скорости 40 км/ч наезжаю на нескончаемое и едва проходимое поле торосов. Перед торосами кручу поворот и иду в нужном направлении другим галсом, удаляясь от торосов. Через 3 мин. упираюсь в плохо проходимое и обширное поле торосов с другой стороны. Снова кручу поворот и еду. Поле торосов слева встречаю уже через 2 мин. и понимаю, что торосы с права и слева сходятся, кручу поворот и пока не доехал до препятствий справа рассматриваю, что впереди по генеральному курсу, также плохо проходимая дорога или может, есть узкий проход размером с горлышко у бутылки? Тем временем справа вижу соперников, медленно пробирающихся через торосы, которых мне удалось объехать по узкому коридору хорошей дороги. Конечно, радуюсь временному успеху и продолжаю решать задачу с преодолением препятствий. Выяснилось, что моя бутылка оказалось, запечатана 100 метровой пробкой торосов, за которой начиналась ровная дорога. Немного сбавив скорость, я промчал по торосам, как по буграм на могульной трассе. Слева вдалеке виднелись пятиэтажки на берегу Кронштадта, о гонке с соперниками я уже почти не думал. Хотелось найти поворотный флажок с судейской палаткой где-то у оконечности острова и пройти оставшийся путь. 5 мин. пути и видна палатка и знак, огибаемый соперниками, которых я обошел на торосах. Надо учиться ходить полными курсами решил я для себя и следом обогнул поворотный знак. Путь до финиша к берегу длинною 20км. был под углом против ветра. Курс против ветра – бейдевинд по физической нагрузке на порядок тяжелее предыдущего – лавировки в бакштаг. Невольно на ум проходит символ, которым окрестили нового чемпиона Питера, Тюмени, Москвы и Новосибирска этого года Романа Любимцева – « Рома титановые ноги». Ну что думаю у чемпиона надо учиться, сжимаю зубы и выполняю медитацию «титановые ноги». Через 3 минуты «титановые ноги» готовы и я устремляю внимание на поиски финиша, где должны стоять розовые метровые пирамидки и летать кайтики фристайлистов, но за 20 км. видна лишь узкая полоска берега с неразличимыми ориентирами. Без волшебного прибора GPS, у которого хорошо с географией и он отлично ориентируется в пространстве и времени и который взяли в гонку некоторые профи, надо было выбирать стратегию попадания на финиш, решая дилемму – либо вначале идти круто к ветру медленно, а потом увалиться, либо идти положе быстро, а в случае промаха – лавироваться. Двое ближайших соперников выбрали первый путь , а я пошел вторым. Через 10 мин хода стали видны два больших белых здания на фоне леса и правее труба. Но мне это ни о чем не говорило, я видел этот берег впервые. Кайтов впередиидущих не было, а те что шли наравне со мной казалось тоже не знали куда точно ехать. Еше через 10 мин. показалась над лесом белокаменная церковь. Ура она и есть ориентир!!! Утром мы дважды проехали мимо неё на машине, пропустив поворот на наш санаторий. Финиш правее в 1.5-а километрах от церкви. Пытаюсь держать курс туда, но не вырезаюсь, слишком много потерял высоты за, пройденные 13км. Соперники справа оказались мудрей. Я их уже не догонял. Иду как можно острее, проходя оставшиеся километры. Перед берегом оглядываюсь на залив, посмотреть как выглядит Кронштадт и форты с берега и вижу догоняющих меня соперников. Сосредотачиваюсь на гонке, до финиша 1.5 км лавировки против ветра с пересечением гряды торосов. Ещё 5 мин. удачного бегства и долгожданный створ финиша. Девушка снимает на фото финиш участников, я машу ей рукой, едва улыбаюсь, приземляю кайт и выключаюсь, впадая в некую неизвестную до этого мне релаксацию. Через минуту включаюсь более сильным, значимым и осознающим себя человеком, встречаю одобрительные взгляды и поздравления давно уже финишировавших СеперМегаПрофессионалов, «Поздравляю ты прошел марафон». «Спасибо , Спасибо», — но мне интересно как? Подхожу к судьям узнать результат – мне сообщают, «16». Что это значит разберусь потом. Тест пилот кайтовой фирмы «Дюна» и мой поставщик кайтов Алексей Охотников пришел вторым. Я его поздравляю, но он не очень доволен, не понимаю чем собой или ситуацией, кажется именно ей. Первым финишировал Роман Любимцев производитель кайтов «ельф» и автор замечательных статей по управлению кайтом на сайте www.kite-site.ru, дружески делившийся со мной опытом управления кайтом в лавировку во время моей встречи с ним в январе. Поздравляю и его и в ответ принимаю поздравления с неплохим результатом для первой в жизни серьезной гонки. Продолжают финишировать участники. Но хватит на сегодня дипломатии решаю я, сил оставаться на морозе больше нет. Сворачиваю кайт и двигаю себя греть в номер в санатории. Предстоят еще 2 дня гонок с неизвестными условиями.
В номере освобождаюсь от насквозь мокрой экипировки, завернувшись в одеяло приземляюсь в кресло. Усталисть сменяется расслаблением смешанным с каким то тихим восторгом. Я недоумеваю неужели 55 км гонки на кайте могут принести человеку такое высокоэстетическое чувство?!! В номер из гонки возвращается сосед с каким-то своим восторгом и начинает что-то с интересом рассказывать. Он в марафоне учавствовал тоже впервые. Заостряю внимание на непонятной фразе “Пол гонки проехал на брюхе” выясняю почему и поражаюсь – он прошел гонку на сноуборде!? На мой взгляд нереально из-за того что двигаться за кайтом на борде физически тяжелее! Но сосед мой оказался военным “красивым, здоровенным” с Камчатки и каждую неделю при помощи кайта поднимался 3 км. на вулкан, а обратно скользил на борде! Просто чудуса!! Говорит “ Подъёмник им пока не построили”. Даёшь Русские экстремалы!!!
Вечером за ужином и далее на стихийном брифинге знакомимся между собой, с ветеранами кайтинга в Риссии и допоздна оживленно обсуждаем прошедшую гонку. Спать расходимся далеко за полноч.
Рассказ о второй гонке следует…

15 марта 2005 г
Я только сейчас понимаю состояние на следующее утро. Оно сравнимо с состоянием перед вторым прыжком с парашютом. С одной стороны решимость движет тебя по намеченному плану, а с другой стороны что-то сдерживает с вопросом, -«А тебе это надо?». Похоже нечто подобное было с остальными и даже с судьями. На судейском брифинге ветеран кайтинга в СПБ Дима Яржембовский как и в первый день настаивал поставить дистанцию длинною 80 км. И также как и в первый день его вежливо и твердо убедили этого не делать сославшись на этот раз на плохую видимость, которая действительно была плохой( около 500 м). Снова поставили треугольник, Зеленогорск – Александровка – форт Обручев – Зеленогорск, длинною около 55 км.
Старт 2 гонки задержали на 2 часа но все же дали. Ветер также был с берега ровный 5 м/с. Стартовали в пологий галфвинд и почти сразу разбрелись по заливу придерживаясь генерального курса. Профики с GPS умчали в правильном направлении, не оставив шанса иметь надежные ориентиры в снежной пелене. Выходить на знак в Александровке пришлось интуитивно, встречающиеся рыбаки ясность не вносили. Солнце, едва прорисовавшееся сквозь слоистую облачность, помогло корректировать курс до первого знака. А вот и снова берег. Кучность кайтов увеличилось до 5 они продолжают двигаться дальше к знаку, которого ещё не видно. Ветер за длинными лесистыми мысами берега временами стихает, и я в ответ применяю коньковый ход. Обхожу соседа на борде и впереди под берегом вижу поворотный флаг. Наши уважаемые судьи, что ставили этот флаг, были большими спецами по серфовым соревнованиям и просто не знали, что кайт при ветре менее 1.5 м/с просто падает. Далеко от берега, где дул ровный ветер достаточной силы им идти не хотелось. И они поставили знак на расстоянии 250 м от лесистого берега откуда дул ветер. В результате в радиусе 200 метров от знака была штилевая зона где кайты просто не летали. Там находилось 5 соперников 2 успевших обогнуть знак 2 перед знаком и один на знаке. Казалось, все они были в растерянности. Двое судорожно крутили кайтами восьмерки, пытаясь удержать их в воздухе, двое двигались волоча их за собой, один был в переходной стадии от первых ко вторым. Я приближался к штилевой зоне и меня, возможно, ждала их участь. Но для этой ситуации я знал решение. Требовались только усилия и чёткость в ведении кайта. Войдя в зону, я продолжил движение, применяя коньковый ход. Кайт продолжал висеть в воздухе, не создавая тяги, удерживаемый остатками истинного ветра, сложенными со встречным ветром от моего движения. Вот и знак, двое соперников позади на знаке обхожу ещё одного. Отходить от знака приходится по ветру в бакштаг. Меняю тактику и тоже кручу кайтом восьмёрки в воздухе и при движении кайта в право бегу вместе с ним коньковым ходом. На второй восьмерке что-то не складывается, кайт обмякает и предательски валится на снег. Прибавляю хода, дёргаю кайт и везу его ещё 100 метров на себе, едва висящим в воздухе. Еще один соперник сзади. А вот и ветер. Натянулись стропы и совестливый кайт снова надёжно предоставлял услуги по буксировке. «Неспортивно как-то» подумал я, — «народ приехал на кайтах гоняться, а я объехал четверых как лось коньковым ходом». Но как выяснилось после гонки, профики тоже применяли коньковый ход, где надо и не надо. Но в отличие от меня, проходя в штилевой зоне мимо судей они высказывали всё что только думают обо всем этом применяя весь имеющейся запас брани. Девушка с контрольным листком густо заливалась краской и стремилась скрыться от них в палатке. Точно знаю что это были Марк и Санчес(Зайцев Александр). Сами потом сказали.
Следующий знак форт Обручев 15 км. Курс в бакщтаг кто-то впереди, но я решаю находить путь сам. Думаю пройти левее форта Тотлебен и правее вчерашних торосных полей. 10 минут хода и видно 1 форт. Курс верный, временами видимость из-за снежных зарядов уменьшается до 200 метров, одновременно усиливается ветер и скорость кажется переваливает за 50км/ч. К удивлению среди однообразной ледяной дороги местами пролетаю сквозь островки тростника замерзшего во льду. Торосные поля прохожу мимо, даже не заметив. Осторожно переезжаю торосную трещину и еду дальше. Из дымки стал виден форт Обручев, а знак еще нет. Я продолжал приближаться, высматривая палатку с флагом, но безрезультатно. Вокруг форта хаотично крутились 4 кайта. Я и еще один кайт поравнялись с ближним берегом форта и меньше чем через минуту, проезжали его мимо оставляя слева. Знака по-прежнему не было. Вдруг как по команде кайты у форта взяли курс к берегу, пересекая мой курс. На сближении успеваю расслышать – «Знака нет, идем на финиш». Вижу рядом Лешу Охотникова и Колю Николаева и приятно удивляюсь. Обычно я виделся с ними на старте и финише, а тут середина гонки. Оказалось, они задержались у форта, честно пытаясь найти знак, которого просто не было. Судьи перепутали из-за плохой видимости форты и стояли в одиночестве у Тотлебена.
Мне предоставлялся шанс поучиться у профессионалов. Я немедля привожусь к ветру и принимаю возросшее усилие на стропах. Стараюсь держаться за группой и понимаю, что без крепких ног никак. Сжимаю зубы и выполняю вчерашнюю медитацию «титановые ноги» и почти сразу понимаю, что сегодня ветер стал сильней и вчерашний «титан» оказался сегодня просто пластилином. Крепче сжимаю зубы и продолжаю медитировать «титановые ноги» ещё пару минут и новый высокопрочный титан готов. Радуюсь и праздную побуду духа над материей. Но вот новая засада, мои жесткие Volkl 200 см. с правильно заточенным 88 град. накануне кантом не держат на нетвердом насте. Сразу становится понятно, где имеют преимущество ещё более жесткие лыжи длинной 230 см. на которых пошли в гонку профи. Как по рельсам они катили на них круче к ветру. Удержаться за ними не было шансов. До финиша 18 км, видимость временами снижалась до 200 м. И поэтому задачу, попадания на финиш, пришлось решать одному без GPS и компаса. Выбираю тактику быстрого движения к берегу не крутым бейдевинд с последующей лавировкой при необходимости. В течении 40 мин. гонки в одиночестве на приличной скорости встречались только хаотичные следы снегоходов и авто рыбаков и совершенно удивительные деревья вставленные в лед теми же рыбаками, которые дважды мешали свободному полету строп в воздушном пространстве.
Впереди из мглы проявились торосы. Я решаю пересеч их и дойти до берега, чтобы определить, где нахожусь и направление на финиш. Торосы тянулись ещё 700 метров, скорость пришлось снизить вдвое. А вот и первые ласточки берега — рыбаки. Не задумываясь, я направляюсь к ним. Подъехав ближе, разглядываю берег, видимость улучшилась до 500 м.
В такую погоду рыбаки боятся отходить от берега дальше видимости. Выясняю у них, что до Зеленогорска мне ещё 8 км. против ветра вдоль берега. Ругаю себя, за то что не пошёл круто к ветру от форта. Ещё 30 минут тяжелой лавировки по торосам в неровный ветер и видно финиш. За это время меня обходят 3 кайтера явно профи. Последние 300 метров к финишу приходится пробираться помогая себе «коньком», почти не надеясь на вялые плевки, стихающего под берегом ветра. Вот и финиш!!! Гора 60 км гонки с плеч. Усталость на последний план, гордость за преодоление экстремальной гонки на первый. Судьи встречают меня раздраженным, но сдержанным замечанием о несоблюдении гоночной инструкции. Оказывается важным требованием безопасности марафона, является — заявление участника на старте о намерении идти в гонку, чего я не сделал. Оправдываю неопытностью, и в тоже время мягко отстаиваю результат гонки. Гонку мне не аннулируют — я 10-ый!! Ура!! Понимаю раздражение судей, время 16.00 финишировало 10, в гонке на заливе около 30 участников, темнеть будет через 1.5 часа, последние финишируют через 2. А финишируют ли вообще? Откуда мне знать, это я первый раз на марафоне. Решаю четко соблюсти «оставшиеся предписания «гоночной инструкции»»: посетить душ, побриться, одеть вечерний костюм и бодрячком появиться на ужин. На ужине не многолюдно, гонка в самом разгаре. Участники после финиша идут сразу на ужин. Алексей Охотников успел занести снарягу в номер, бордер с Камчатки оставил борд в холле и пришел в чем был, Алексей Круглов из Параависа пришел ужинать с лыжами и в ботинках. Все стремились попасть на финиш под названием ужин. Завершающим участником прибыл Сергей Жуков он вышел на берег в 25 км. от санатория и последний этап преодолел на попутке. Прибывающие участники все находились в восторженном возбуждении от необычной гонки, называя её, экстремальным ориентированием на кайте. Придти на реальный финиш удалось от силы половине участников. Остальные, выбирались на берег и добирались сами до санатория. А некоторых разыскивал и возвращал, специально выделенный для этого снегоход. Но несмотря ни на что, на следующее утро все участники были готовы к прохождению последней гонки.
Как и положено 8 марта светило солнце, был легкий мороз и такой же легкий ветер 4-5 м/с. Гонку решили сделать короткой 30 км до Тотлебена и обратно. Предстояло посчитать результаты, провести награждение и разъехаться по домам. Гонка не была сложной и экстремальной она была похожа на легкую прогулку по заливу, но она была интересной из-за постоянной борьбы с соперниками, которые были всегда рядом. В третьей гонке я был 17-ым.
…собраны вещи, сданы ключи, все собрались в холле. Участники в ожидании церемонии награждения кто с пивом кто с минералкой обсуждают предстоящие планы. Одни едут через 2 дня на Чемпионат мира в Финляндию, другие интересуются дорогой на «Онего 2005». Но вот очки посчитаны, стоят столы с призами, судьи и организаторы готовы к награждению лучших. Выступающий, Дмитрий Яржембовский объявил состязание состоявшемся и я с нетерпением ждал объявления результатов. Лучшие получили призы и дипломы. В итоге я был 12-ым и уезжал с очень позитивным зарядом и неизгладимыми впечатлениями, намереваясь непременно еще поучаствовать в таких нелегких состязаниях.
Природа и ветер всегда изменчивые и в следующий раз возможно придется столкнуться с совершенно новыми для себя испытаниями.
12 апреля 2005 автор Герман Васьков